Сегодня 10 июня - день рождения советского спидвея.
Ему уже 55. Уже 22 года нет Советского Союза, а советский спидвей есть. Именно то дерево, что было посажено на центральном стадионе страны Владимиром Ивановичем Карнеевым и его единомышленниками в 1958 году, быстро превратилось в сад, охвативший не менее полусотни городов от Львова до Владивостока, от Ленинграда до Ферганы. Но сейчас и обчных-то садов не осталось. Фрукты ввозим из-за рубежа. А от того сада осталось всего лишь несколько деревьев.
Что до садовников... Таких садовников, как В.И.Карнеев и его ученики - советские энтузиасты-единомышленники, сейчас почти нет. Нет и тех условий для взращивания. Вместо плодородных почв - каменные пустыни...
В России осталось всего пять команд, из которых ни одна не может с уверенностью смотреть в завтра. Как и в Латвии, которая уже стала частью польского спидвея.
Вообще-то все наши нынешние достижения были бы немыслимы без полького спидвея. Да и достижения гонщиков других стран - тоже. Почему? Потому что - поляки в этом отношении могут быть примером для других народов - в Польше жужель как стал когда-то национальным видом спорта, так и остался. Чего говорить, если лет 10-15 назад сам президент страны неизменно вручал призы победителям крупных соревнований. У нас даже президент Мотофедерации, наверное, никогда не видел спидвей.
Вместо того, чтобы брать пример с Польши, мы смотрим в рот Западу, Евроспорту и т.п. Если наши ледовые гонщики всех громят на чемпионатах мира и Европы - значит только потому, что спорт этот никому не нужен. Но и спидвей, если по широким западным меркам судить, никому не нужен. По тому же Евроспорту в начале 90-х не только все чемпионаты мира показывали и Гран-при, не только даже отборки ледовых чемпионатов мира, но и гонки Бундеслиги. Потом все исчезло. Было заменено на теннис и даже дартс.
Но вернемся к сегодняшнему юбиляру, который все же существует в трех странах постсоветского пространства - России, Украине и Латвии, на треках, построенных в советское время и на заложенных в советское же время традициях.
Вспомним ту гонку, которая была первой. Вспомним ее предысторию.
Родиной советского спидвея мог стать Ленинград. Именно тот мототрек, который начал строить в середине 50-х годов В.И.Карнеев, должен был стать первой ареной первых соревнований. Но и тогда не все шло гладко, ввод в эксплуатацию затянулся почти на десять лет (мелочь, по современным меркам), во многом потому, что Карнеева вернули из "ссылки", в которую он попал по милости Василия Сталина, в Москву.
Какая все-таки интересная штука судьба. Ведь, по воспоминаниям Владимира Ивановича, именно Василий Иосифович смело смотрел в будущее и практически созрел для того, чтобы перевести советский мотоспорт на международные рельсы. И если бы не недоразумение на мотокроссе имени В.Чкалова, если бы ни другие, более крупные "недоразумения" нашей истории, то советский мотоспорт, как и при И.В.Сталине и до конца хрущевской эры, занимал бы в советской спортивной иерархии оджно из ведущих мест наряду с футболом и хоккеем.
Еще в 70-е годы тренер московской хоккейной команды "Динамо" регулярно водил своих подопечных на одноименный стадион, когда там проводилсь матчи Москва - Ленинград по мотогонкам на льду - для воспитания мужества. А однажды, когда выигравшие очередной чемпионат мира Г.Кадыров и К возвращались домой на одном самолете со сборной СССР по хоккею, в московском аэропорту хоккеисты остались в самолете до тех пор, пока у трапа не завершилась торжественная встреча мотогонщиков.
Это все - последствия посадки 55 лет назад того деревца, имя которому - советский спидвей.
В дважды юбилейный год - этого сегодняшнего 55-летия и 100-летия со дня рождения В.И.Карнеева мы имеем самые большие шансы наконец дождаться первого, уже российского чемпиона мира по спидвею. И кого будем за это благодарить - Польшу? В общем-то да. Но все же и наша доля тут есть. Эмиль Сайфутдинов - не из какого-нибудь города, а из Салавата. И потому он занялся не дартсом или теннисом, а спидвеем, что его папу еще в пеленках носили на стадион "Строитель", где гремели имена Игоря Плеханова, Бориса Самородова, Фарита Шайнурова. Правда и поляков тоже - на наших треках в 60е они выступали гораздо чаще, чем сейчас. И считались главными экспертами-экзаменаторами советских жужловцев.
Все закручено и переплетено. Ветки, ветки, ветки...
Однако хватит эмоций и лирики. Давайте перейдем к полезной и ценной исторической информации.
Первое соревнование по спидвею в СССР
10 июня 1958 года.
От заезда к заезду.
1. Самородов - 4, Крузе - 3, Диоминский - 2, Симонов - 0.
2. Плешаков - 4, Янсон -3, Лемберг - 2, Сабилло - 1.
3. Терентьев - 4, Чернов - 3, Дежинов - 2, Зубович - 0.
4. Кузнецов - 4, Старых - 3, Ваадерпас - 2, Бугров - 0.
5. Самородов - 4, Плешаков - 3, Терентьев - 0, Бугров - 0.
6. Дежинов - 4, Диоминский - 3, Янсон - 0, Старых - 0.
7. Симонов - 4, Ваадерпас - 3, Зубович - 2, Сабилло - 1.
8. Кузнецов - 4, Крузе - 3, Чернов - 2, Лемберг - 0.
9. Чернов - 4, Старых - 3, Симонов - 2, Плешаков - 0.
10. Терентьев - 4, Лемберг - 3, Ваадерпас - 2, Диоминский - 1.
11. Кузнецов - 4, Самородов - 3, Дежинов - 2, Сабилло - 1.
12. Янсон - 4, Крузе - 3, Зубович - 2, Бугров - 0.
13. Самородов - 4, Зубович - 3, Лемберг - 0, Старых - 0.
14. Плешаков - 4, Крузе - 3, Дежинов - 2, Ваадерпас - 1.
15. Кузнецов - 4, Терентьев - 0, Янсон - 0, Симонов - 0.
16. Сабилло - 4, Диоминский - 3, Чернов - 0, Бугров - 0.
17. Самородов - 4, Янсон - 3, Ваадерпас - 0, Чернов - 0.
18. Терентьев - 4, Крузе - 3, Старых - 2, Сабилло - 1.
19. Лемберг - 4, Дежинов - 3, Симонов - 2, Бугров - 0.
20. Кузнецов - 4, Плешаков - 3, Зубович - 2, Диоминский - 1.
Финал. Самородов - 4, Кузнецов - 3, Крузе - 2, Плешаков - 0.
Итог первого дня из трех.
1. Самородов Борис (Уфа) - 19+4.
2. Кузнецов Виктор (Москва) - 20+3.
3. Крузе Эдмунд (Рига) - 15+2.
4. Плешаков Георгий (Москва) - 14+0.
5. Дежинов Андрей (Ленинград) - 13.
6. Терентьев Владимир (Москва) - 12.
7. Янсон Эгилс (Рига) - 10.
8. Диоминский Л. (Минск) - 10.
9. Ваадерпас Велло (Таллин) - 10.
10. Чернов Николай (Уфа) - 9.
11. Лемберг Геннадий (Ленинград) - 9.
12. Зубович Е. (Минск) - 9.
13. Симонов Виктор (Московская область) - 8.
14. Сабилло С. (Минск) - 8.
15. Старых Сергей (Московская область) - 8.
16. Бугров Юрий (Ленинград) - 0.
Примечания.
Нули гонщики получали в случае сходов, падений и других причин, по которым они не финишировали.
Уникальные данные мы имеем возможность видеть благодаря известному журналисту и популяризатору автомобилизма и автоспорта Л.М.Шугурову, который заполнил и сохранил, а затем и показал автору этих строк программки с этих гонок.
Еще некоторые важные детали.
По воспоминаниям В.П.Кузнецова, те мотоцклы "Эсо", на которых ездили гонщики в Лужниках в 1958 году, имели двухступенчатую коробку передач.
По данным журнала "За рулем", далеко не все участники выступал на специальных мотоциклах "Эсо", некоторые - на ипподромных, на которых выступали в Кубке ДОСААФ СССР.
Было много сходов и падений, чему свидетельством обилие нулей.
Ему уже 55. Уже 22 года нет Советского Союза, а советский спидвей есть. Именно то дерево, что было посажено на центральном стадионе страны Владимиром Ивановичем Карнеевым и его единомышленниками в 1958 году, быстро превратилось в сад, охвативший не менее полусотни городов от Львова до Владивостока, от Ленинграда до Ферганы. Но сейчас и обчных-то садов не осталось. Фрукты ввозим из-за рубежа. А от того сада осталось всего лишь несколько деревьев.
Что до садовников... Таких садовников, как В.И.Карнеев и его ученики - советские энтузиасты-единомышленники, сейчас почти нет. Нет и тех условий для взращивания. Вместо плодородных почв - каменные пустыни...
В России осталось всего пять команд, из которых ни одна не может с уверенностью смотреть в завтра. Как и в Латвии, которая уже стала частью польского спидвея.
Вообще-то все наши нынешние достижения были бы немыслимы без полького спидвея. Да и достижения гонщиков других стран - тоже. Почему? Потому что - поляки в этом отношении могут быть примером для других народов - в Польше жужель как стал когда-то национальным видом спорта, так и остался. Чего говорить, если лет 10-15 назад сам президент страны неизменно вручал призы победителям крупных соревнований. У нас даже президент Мотофедерации, наверное, никогда не видел спидвей.
Вместо того, чтобы брать пример с Польши, мы смотрим в рот Западу, Евроспорту и т.п. Если наши ледовые гонщики всех громят на чемпионатах мира и Европы - значит только потому, что спорт этот никому не нужен. Но и спидвей, если по широким западным меркам судить, никому не нужен. По тому же Евроспорту в начале 90-х не только все чемпионаты мира показывали и Гран-при, не только даже отборки ледовых чемпионатов мира, но и гонки Бундеслиги. Потом все исчезло. Было заменено на теннис и даже дартс.
Но вернемся к сегодняшнему юбиляру, который все же существует в трех странах постсоветского пространства - России, Украине и Латвии, на треках, построенных в советское время и на заложенных в советское же время традициях.
Вспомним ту гонку, которая была первой. Вспомним ее предысторию.
Родиной советского спидвея мог стать Ленинград. Именно тот мототрек, который начал строить в середине 50-х годов В.И.Карнеев, должен был стать первой ареной первых соревнований. Но и тогда не все шло гладко, ввод в эксплуатацию затянулся почти на десять лет (мелочь, по современным меркам), во многом потому, что Карнеева вернули из "ссылки", в которую он попал по милости Василия Сталина, в Москву.
Какая все-таки интересная штука судьба. Ведь, по воспоминаниям Владимира Ивановича, именно Василий Иосифович смело смотрел в будущее и практически созрел для того, чтобы перевести советский мотоспорт на международные рельсы. И если бы не недоразумение на мотокроссе имени В.Чкалова, если бы ни другие, более крупные "недоразумения" нашей истории, то советский мотоспорт, как и при И.В.Сталине и до конца хрущевской эры, занимал бы в советской спортивной иерархии оджно из ведущих мест наряду с футболом и хоккеем.
Еще в 70-е годы тренер московской хоккейной команды "Динамо" регулярно водил своих подопечных на одноименный стадион, когда там проводилсь матчи Москва - Ленинград по мотогонкам на льду - для воспитания мужества. А однажды, когда выигравшие очередной чемпионат мира Г.Кадыров и К возвращались домой на одном самолете со сборной СССР по хоккею, в московском аэропорту хоккеисты остались в самолете до тех пор, пока у трапа не завершилась торжественная встреча мотогонщиков.
Это все - последствия посадки 55 лет назад того деревца, имя которому - советский спидвей.
В дважды юбилейный год - этого сегодняшнего 55-летия и 100-летия со дня рождения В.И.Карнеева мы имеем самые большие шансы наконец дождаться первого, уже российского чемпиона мира по спидвею. И кого будем за это благодарить - Польшу? В общем-то да. Но все же и наша доля тут есть. Эмиль Сайфутдинов - не из какого-нибудь города, а из Салавата. И потому он занялся не дартсом или теннисом, а спидвеем, что его папу еще в пеленках носили на стадион "Строитель", где гремели имена Игоря Плеханова, Бориса Самородова, Фарита Шайнурова. Правда и поляков тоже - на наших треках в 60е они выступали гораздо чаще, чем сейчас. И считались главными экспертами-экзаменаторами советских жужловцев.
Все закручено и переплетено. Ветки, ветки, ветки...
Однако хватит эмоций и лирики. Давайте перейдем к полезной и ценной исторической информации.
Первое соревнование по спидвею в СССР
10 июня 1958 года.
От заезда к заезду.
1. Самородов - 4, Крузе - 3, Диоминский - 2, Симонов - 0.
2. Плешаков - 4, Янсон -3, Лемберг - 2, Сабилло - 1.
3. Терентьев - 4, Чернов - 3, Дежинов - 2, Зубович - 0.
4. Кузнецов - 4, Старых - 3, Ваадерпас - 2, Бугров - 0.
5. Самородов - 4, Плешаков - 3, Терентьев - 0, Бугров - 0.
6. Дежинов - 4, Диоминский - 3, Янсон - 0, Старых - 0.
7. Симонов - 4, Ваадерпас - 3, Зубович - 2, Сабилло - 1.
8. Кузнецов - 4, Крузе - 3, Чернов - 2, Лемберг - 0.
9. Чернов - 4, Старых - 3, Симонов - 2, Плешаков - 0.
10. Терентьев - 4, Лемберг - 3, Ваадерпас - 2, Диоминский - 1.
11. Кузнецов - 4, Самородов - 3, Дежинов - 2, Сабилло - 1.
12. Янсон - 4, Крузе - 3, Зубович - 2, Бугров - 0.
13. Самородов - 4, Зубович - 3, Лемберг - 0, Старых - 0.
14. Плешаков - 4, Крузе - 3, Дежинов - 2, Ваадерпас - 1.
15. Кузнецов - 4, Терентьев - 0, Янсон - 0, Симонов - 0.
16. Сабилло - 4, Диоминский - 3, Чернов - 0, Бугров - 0.
17. Самородов - 4, Янсон - 3, Ваадерпас - 0, Чернов - 0.
18. Терентьев - 4, Крузе - 3, Старых - 2, Сабилло - 1.
19. Лемберг - 4, Дежинов - 3, Симонов - 2, Бугров - 0.
20. Кузнецов - 4, Плешаков - 3, Зубович - 2, Диоминский - 1.
Финал. Самородов - 4, Кузнецов - 3, Крузе - 2, Плешаков - 0.
Итог первого дня из трех.
1. Самородов Борис (Уфа) - 19+4.
2. Кузнецов Виктор (Москва) - 20+3.
3. Крузе Эдмунд (Рига) - 15+2.
4. Плешаков Георгий (Москва) - 14+0.
5. Дежинов Андрей (Ленинград) - 13.
6. Терентьев Владимир (Москва) - 12.
7. Янсон Эгилс (Рига) - 10.
8. Диоминский Л. (Минск) - 10.
9. Ваадерпас Велло (Таллин) - 10.
10. Чернов Николай (Уфа) - 9.
11. Лемберг Геннадий (Ленинград) - 9.
12. Зубович Е. (Минск) - 9.
13. Симонов Виктор (Московская область) - 8.
14. Сабилло С. (Минск) - 8.
15. Старых Сергей (Московская область) - 8.
16. Бугров Юрий (Ленинград) - 0.
Примечания.
Нули гонщики получали в случае сходов, падений и других причин, по которым они не финишировали.
Уникальные данные мы имеем возможность видеть благодаря известному журналисту и популяризатору автомобилизма и автоспорта Л.М.Шугурову, который заполнил и сохранил, а затем и показал автору этих строк программки с этих гонок.
Еще некоторые важные детали.
По воспоминаниям В.П.Кузнецова, те мотоцклы "Эсо", на которых ездили гонщики в Лужниках в 1958 году, имели двухступенчатую коробку передач.
По данным журнала "За рулем", далеко не все участники выступал на специальных мотоциклах "Эсо", некоторые - на ипподромных, на которых выступали в Кубке ДОСААФ СССР.
Было много сходов и падений, чему свидетельством обилие нулей.
(Ист. СФ)
Комментариев нет:
Отправить комментарий